М.А. Ройтберг (1952 - 2017)

Главная

Биография

Личный архив

Научная деятельность

Публикации

Фотографии

Медиагалерея

Ссылки

Высшая школа

Учебные курсы

Научное руководство

Фотографии

Медиагалерея

Ссылки

Работа со школьниками

Учебные курсы

Публикации

Фотографии ЗПШ

Фотографии

Медиагалерея

Ссылки

Памяти М.А.Ройтберга

Воспоминания

Фотографии

Медиагалерея

Ссылки

Разное

Фотографии

Медиагалерея

Машинное обучение для школьников (заметки). Посвящается Михаилу Абрамовичу Ройтбергу (27.12.1952 — 16.08.2017), моему учителю и потрясающему человеку, который заразил меня преподаванием. Алексей Драль 27.12.2019 (Сохранённая копия)

Система программирования КуМир (Сохранённая копия)

«Попробуй - Реши!» (правила, туры, задачи) - docx / pdf

Математика для начальной школы:
Записи по начальной школе - docx / pdf
Как считает воробей - docx / pdf
Математика на сетке - docx / pdf
Математика для учителей начальной школы. Этюд 1. Одинаковость - docx / pdf
Разрезалки - xlsx
Содержание предметной области «Математика и информатика» на ступени начального общего образования - docx / pdf

ШМТБ'18 (Материалы курса - zip) - Август 2018 г.
Программирование на Python. Евгений Баулин
(Курс является развитием курса ОБЖ'16)

Подготовка к ЕГЭ (Студия ЗПШ-2017)
Ведут Оля Кузнецова и Михаил Абрамович Ройтберг

Существуют такие сборники, вроде «100 золотых сочинений», где публикуются якобы лучшие тексты, написанные школьниками. Мы будем читать тексты из сборника «100 деревянных сочинений», умирать от смеха и учиться на чужих ошибках. А также обсудим общие правила написания сочинений такого типа, секретные приёмы и нюансы.
А в дни, посвящённые математике и информатике расскажем, какие типы задач существуют и на что стоит обратить особое внимание, разберем особо сложные типы задач.
Для 10-11 классов

ШМТБ'16 (Аннотация - docx, pdf; Расширенный конспект - docx, pdf; Материалы курса - zip) - Август 2016 г.
ОБЖ (Опыты Быстротекущей Жизни). Евг. Баулин, Яна Бабинская, Мих.А. Ройтберг со товарищи

ШМТБ'15 (Расширенный конспект - docx, pdf; Материалы курса - zip) - Август 2015 г.
Биоалгоритмика. М.А. Ройтберг, Ильдар Хисамбеев

Как компьютер помогает решать задачи, встающие перед биологами? Почему одни решения этих задач мы считаем «лучше» других, и как научиться находить «хорошие» решения? В этом курсе мы познакомимся с алгоритмами, которые применяются в биологии, научимся оценивать их сложность, восхитимся красивыми идеями, лежащими в их основе. Каждое занятие курса – это этюд, посвященный одной задаче.

Ключевые слова: алгоритм, сложность алгоритма, «разделяй и властвуй», хэш-таблица, выравнивание последовательностей, поиск сходства, алгоритм Смита-Ватермана, преобразование Барроуза — Уилера, филогенетическое дерево, М.С. Гельфанд, Ахо-Корасик, сравнение геномов

Попробуй реши! (Курс ЗПШ-2015)
Ильдар Хисамбеев, Аня Амануел, Михаил Абрамович Ройтберг

Тебе нравятся математические задачки? Не представляешь, что в них может быть интересного? Ни разу не играл в математические игры? Тогда приходи — здесь скучно не будет! Или наоборот, щёлкаешь задачи, как орешки, участвуешь в олимпиадах? Тем более приходи! И для тебя найдётся, над чем поломать голову.
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов.

ШМТБ'14 (Расширенный конспект - doc, pdf) - Август 2014 г.
Куда кривая вывезет? / Straight talk on curves
Михаил Ройтберг

Этот курс предназначен для тех, кто хочет чувствовать себя свободнее при решении математических задач. Мы разберем несколько математических этюдов. В каждом этюде мы будем придумывать вопросы и разбирать решения. Покажем, как самим приходить к решениям. Первый этюд будет про кривые, возникающие в математике и биологии, способы их описания и анализа, а дальше - посмотрим.

«Кумир» — программирование для начинающих (Курс ЗПШ-2014)
Михаил Абрамович Ройтберг

Что такое информатика, алгоритмы и программирование?
Цель курса — знакомство с информатикой. Мы рекомендуем его для школьников, пока еще не знакомых с этой наукой, но желающих узнать основные понятия и подготовиться к дальнейшему изучению. За 5 дней вы научитесь писать программы — сначала простые, а потом и довольно сложные; освоите основные конструкции, используемые в современных языках программирования. Обучение будет проходить на основе учебной системы программирования Кумир.
Будет много интересной самостоятельной работы! :)
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов.

ШМТБ'13 (Содержание курсов в docx, pdf) - Август 2013 г.
Преподаватель: Михаил Ройтберг Курс: Математический цирк / Math circus

Сколько дней: 8 Обязательный для: нет Где: Балкон 2
Описание: Почтеннейшая публика! Только у нас – общедоступные сеансы школьной и не только математики с последующим разоблачением! Натуральные числа и как из них строятся все другие числа! Уравнения, решениями которых являются не числа, а … ! Случайные процессы! Поиск кратчайшего пути без просмотра всех возможных путей! Как сдавали ЕГЭ в Древнем Риме! Импровизации по заказу публики!
Прохладительные напитки! Уникальный метод: Все понимают всё! 16+ На второй ленте - представление для взрослых «Математические этюды для нематематиков»

ШМТБ'13 (Содержание курсов в docx, pdf) - Август 2013 г.
Преподаватель Михаил Ройтберг Курс: Математические этюды для нематематиков / Math etudes for biologists

Сколько дней: 8 Обязательный для: нет Где: Балкон 2
Описание: Курс будет состоять из этюдов. Каждый этюд будет занимать примерно одно занятие и представлять одну идею. В школе идеи обычно скрыты за фактами и инструкциями, мы попробуем разобраться, что стоит за фактами. Какие именно темы будут – посмотрим в зависимости от слушателей.
Возможные темы этюдов:
a) натуральные числа и как из них строятся все другие числа;
b) последовательности или как математики описывают процессы (в том числе биологические);
c) рекурсивные уравнения (уравнения, решениями которых являются процессы); d)алгоритмы. Курс будет сопровождаться решением задач и рассказыванием баек. 16-
«Математический цирк» на первой ленте – это примерно то же самое.
Общий смысл курсов: дать тем, кто интересуется биологией, возможность почувствовать вкус математики. Приходите - пригодится.

ШМТБ'12 - Август 2012 г.
Математика: два в одном. М.А. Ройтберг, В.А. Гордин

Будут представлены два курса. Один – систематическое повторение школьного курса математике. Второй курс – интересные разделы математики, не входящие в школьную программу. В обоих курсах будут решаться задачи. В обоих курсах будут учитываться пожелания школьников.

М.А. Ройтберг «Языки. Графы. Автоматы». Зимняя школа "Комбинаторная математика и теория алгоритмов - 2012", 9-16 февраля 2012 г.

Три понятия, вынесенные в заголовок, - ключевые для теоретической информатики (aka computer science). Ближе познакомиться с ними полезно и приятно. В цикле из трех занятий будут представлены три этюда. Тема первого - конечные автоматы и связанные с ними графы, регулярные выражения и регулярные языки. Тема второго - задача поиска оптимального пути в ориентированном ациклическом графе и ее обобщения: кольца (это не циклы!), гиперграфы, немного физики. Тема третьего: контекстно-свободные языки и некоторые связанные с ними алгоритмические проблемы.
Примеры задач:
1. Даны натуральные числа М, k (k < M). Множество чисел {x1, …, xt} называется k-разложением числа M, если
  1)xi <= k;
  2)x1 +….+ xt=M
Весом k-разложения называется произведение его элементов.
Найти сумму весов всех k-разложений числа М.
Далее некоторые слова могут быть непонятными.
2. Дано регулярное выражение. Построить минимальный автомат, который распознает соответствующий регулярный язык.
3. Привести пример языка, который не является контекстно-свободным.
Предварительных знаний, выходящих за пределы средней школы, не требуется.

Информатика – наш Кумир (основы программирования и работа в среде “Кумир”). Михаил Ройтберг, Николай Субоч. Фестиваль популярной науки «Дни науки в «Орленке» 08 сентября – 15 сентября 2011 г.

Что такое информатика? Алгоритмы и программирование? Специальные разделы математики? Новые технологии? Всё вместе?
Цель курса – знакомство с информатикой. Мы можем предоставить интересные материалы для школьников двух уровней.
Первый уровень – для школьников, пока ещё не знакомых с информатикой, но желающих узнать основные понятия и подготовиться к дальнейшему изучению. За 5 дней вы научитесь писать программы, сначала простые, а потом – довольно сложные; освоите основные конструкции, используемые в современных языках программирования. Обучение будет вестись на основе учебной системы программирования Кумир.
Второй уровень – для школьников, уже имеющих некоторую подготовку по информатике. Мы рассмотрим интересные задачи (в том числе те, которые бывают на ЕГЭ и ГИА), разберем алгоритмы их решения.

М.А. Ройтберг «Конечные автоматы». Зимняя школа "Комбинаторика и алгоритмы - 2011". Берендеевы поляны, 10-17 февраля 2011 г.
Расширенная программа

Михаил Абрамович Ройтберг «Конечное и бесконечное. Разностные уравнения». Летняя школа "Комбинаторная математика и Теория алгоритмов" 15-24 августа 2010 г.

В математике приходится иметь дело с бесконечными объектами.
Простейший пример таких объектов — последовательности.
В курсе будут рассмотрены разностные уравнения — уравнения, решениями которых являются последовательности.
Один из первых в истории примеров таких уравнений – уравнение для последовательности чисел Фибоначчи.
Разностные уравнения достаточно просты, чтобы с ними, в основном, можно было разобраться в коротком курсе.
А, с другой стороны, на примере разностных уравнений можно познакомиться
с важными свойствами дифференциальных уравнений.

Примеры задач, которые имеют отношение к курсу:

1. (для ее решения ходить на курс не нужно 🙂 ) Найти геометрическую прогрессию {zn},
все члены которой при n > 2 удовлетворяют уравнению

zn = 5zn-1 — 6zn-2.

2. Последовательность {zn} всех n > 3 удовлетворяет уравнению
6zn — 11zn-1 +6zn-2zn-3 = 0,
при этом z1 = 15; z2 = 7; z3 = 4.
Вычислить z1000 с точностью до 27-го знака.

3. Написать общую формулу для n-го члена всех последовательностей {zn},
удовлетворяющих уравнению
znzn-1zn-2 + zn-3 = 0.

Конечное и бесконечное. Разностные уравнения и геометрические прогрессии (Курс КЛШ-2003)
Лектор - М.А. Ройтберг

Материалы - docx / pdf

КЛШ-2001
Проекты - docx / pdf

Конкретная математика (Курс ЗПШ-2000)
М.А. Ройтберг

Конечное и бесконечное. Функции, кривые и траектории (Курс КЛШ-2000)
Лектор - М.А. Ройтберг

Материалы - docx / pdf

Конечное и бесконечное. Разностные уравнения и геометрические прогрессии (Курс КЛШ-1999)
Лектор - М.А. Ройтберг

Материалы - docx / pdf

Начала арифметики и алгебры (Курс КЛШ-1998)
Лектор - М.А. Ройтберг

Материалы - docx / pdf

Данная версия сайта, посвященного памяти М.А.Ройтберга,
поддерживается сотрудниками Лаборатории прикладной математики ИМПБ РАН
Баулин Евгений, email: baulin@lpm.org.ru